Урок № 1
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы
Урок № 2
Былины
Урок № 3
Вн. чтение. Былины «Илья Муромец и соловей разбойник».
Урок № 4
Былина «Вольга и Микула»
Урок № 5
Новгородский цикл былин. Былина «садко»
Урок № 6
Русские пословицы и поговорки
Урок № 8
Древнерусская литература. «Повесть временных лет»
Урок № 9
«Повесть о Петре и Февронии»
Урок № 10
Знакомство с жизнью и деятельностью М. В. Ломоносова, с его стихами, с реформой в языке
Урок № 11
Знакомство с жизнью и деятельностью Г. Р. Державина, его сатирическими произведениями
Урок № 12
Знакомство с биографией Жуковского, его поэзией, балладами
Урок № 13
А. С. Пушкин. Поэма «Полтава». Образы поэмы
Урок № 14
Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»
Урок № 15
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»
Урок № 16
А. С. Пушкин. «Борис Годунов»
Урок № 17
Л. С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель»
Урок № 19
М.Ю. Лермонтов. Личность поэта, его жизненный путь. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел»
Урок № 20
Поэма М.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…». Картины быта 16 века в поэме, их значение для понимания характеров героев, особенности сюжета поэмы. Народно-поэтическая основа произведения. Часть 1. Фольклоризм.
Урок № 21
Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства. Сила и цельность характера Калашникова.
Урок 22
Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». (главы из повести). Историческая основа повести. Образ Родины. Особенности изображения природы. Главы 1-4.
Урок № 23
Прославление боевого товарищества. Осуждение предательства. Сопоставление Остапа и Андрия, смысл этого сопоставления. Особенности изображения человека в почести. Обучение созданию характеристики героя.
Урок № 24
Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю.
Урок № 25
Р/Р возможные виды работы (по выбору уч-ся): характеристика одного из героев, сравнительная характеристика Остапа и Андрия; выделение и анализ эпизодов «Убийство сына в повести Н.Гоголя «Тарас Бульба»
Урок № 26
И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе.«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа.
Урок № 27
Стихотворения в прозе И.Тургенева. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» и др. Писатель о богатстве и красоте русского языка.
Урок № 28
Н.А.Некрасов «Русские женщины»
Урок № 29
Н. А. Некрасов. «Русские женщины» (продолжение).
Урок № 30
Стихотворение Н.Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.
Урок № 33-34
М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика.
Урок № 35
Внеклассное чтение. Сказка «Дикий помещик»
Урок № 36-37
Л. II. Толстой. «Детство». Главы «Классы», «Наталья Савишна», «Маман». Взаимоотношения детей и взрослых. Рост души ребенка. Самоанализ и самовоспитание как путь духовного роста. Мастерство писателя в изображении мыслей и чувств ребенка.
Уроки № 38-39
А. П. Чехов. Рассказы «Хамелеон», «Злоумышленник»
Урок № 40
Стихотворения о природе. «Край ты мой, родимый край...»
Урок № 41
И.А.Бунин. Краткое сообщение о писателе. Рассказ «Цифры». Наблюдения писателя над явлениями жизни и характерами героев. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании.
Урок № 42
Алексей Максимович Горький (1868-1936). ПОВЕСТЬ «ДЕТСТВО». Автобиографический характер повести. «Тесная жизнь неуемного племени». Мастерство писателя в изображении быта и характеров.
Урок № 43
Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Гуманизм Горького. Бабушка и Цыганок.
Урок № 45
Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко
Урок № 46 - 47
Леонид Николаевич Андреев. Рассказ «Кусака».Чувства сострадания к нашим братьям меньшим.
Урок № 48
Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930).Личность писателя. Гуманистический смысл стихотворения. «Хорошее отношение к лошадям». (Особенности ритма, лексических средств и тропов в стихах Маяковского. Лирический герой (начальные представления))
Урок № 49
Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) Стихотворение «необычайное приключение...»
(Мысль о преобразующей роли поэзии. Особенности поэтики Маяковского. Лирический герой.)
Урок № 50
Андрей Платонович Платонов. Рассказ «юшка». (Любовь и уважение к человеку. Осознание необходимости сострадания и сопереживания)
Урок № 51
Урок внеклассного чтения. Сказка-быль А.Платонова «Неизвестный цветок». Прекрасное в жизни человека.
Урок № 52
Произведения о ВОВ. Р/Р обучение выразительному чтению.Героизм и самоотверженность людей в годы войны. Тема памяти.
Урок № 53
Твардовский (1910-1971). Личность поэта. Стихотворения «Братья», «Спасибо моя родная…» и др. (Воспоминания о детстве, размышления поэта о неразделимости судьбы поэта и народа)
Урок № 54
Евгений Иванович Носов. «Кукла». (Красота родной земли в рассказах писателя-фронтовика. Мастерство описаний психологического состояния героя, драматизм жизни. Лаконизм рассказов писателя.)
Урок № 55
Р/Р Письменный развернутый ответ на вопрос (самостоятельный анализ рассказа Е.Носова «Живое пламя»).
Урок № 56
Федор Александрович Абрамов (1920-1983).Рассказ «О чем плачут лошади». (Этические, нравственные и социальные проблемы рассказа.)
Урок № 58
Юрий Павлович Казаков (1927-1982). «Тихое утро». Взаимоотношения детей. Взросление, глубина психологической характеристики в рассказе. Особенности характеров героев сельского и городского мальчиков.
Урок № 60
Тема: Д.С.Лихачев. «Земля родная». Духовное напутствие молодежи. Публицистика. Воспоминание. Мемуары (начальные представления)
Урок № 61
«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, природе, восприятие окружающего мира (С.А.Есенин, А.А.Прокофьев, Н.А.Заболоцкий, А.Я.Яшин, Н.М.Рубцов, Н.И. Рыленков). Человек и природа. Выражение душевных настроений. Состояние человека через описание природы. (внеклассное чтение)
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Урок № 62
Роберт Бернс. Особенности творчества поэта. Стихотворение «Честная бедность». Представление народа о честности и справедливости, проблемы перевода.
Урок № 63
Джоржд Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…».Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Урок № 64
Японские хокку. (трехстишия). Особенности жанра хокку.
Урок № 65
Джеймс Олдрижд. «Отец и сын» (из повести «Последний дюйм»).Проблемы взаимоотношения людей. Ответственность за судьбу человека,любовь к жизни, способность выстоять.
Урок № 66
О.Генри. Новелла «Дары волхвов».Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.
Урок № 67
Луиджи Пиранделло. Новелла «Черепаха». Чувства любви и преданности. Общечеловеческие вопросы в новелле.
Урок № 68
Заключительный Урок (итоги года и задание на лето)
|